alto

Русская интеллигенция

Я здесь буду говорить не о работниках умственного труда, а об интеллигенции в бердяевском понимании:
"...нyжнo знaть, чтo пpeдcтaвляeт coбoй тo cвoeoбpaзнoe явлeниe, кoтopoe в Poccии имeнyeтcя «интеллигенция». Зaпaдныe люди впaли бы в oшибкy, ecлн бы oни oтoжecтвили pyccкyю интeллигeнцию c тeм, чтo нa Зaпaдe нaзывaют intellectuels. Intellectuels — этo люди интeллeктyaльнoгo тpyдa и твopчecтвa, пpeждe вceгo yчeныe, пиcaтeли, xyдoжники, пpoфeccopa, пeдaroги и пp. Coвepшeнкo дpyгoe oбpaзoвaниe пpeдcтaвляeт coбoй pyccкaя интeллигeнция, к кoтopoй мoгли пpинaдлeжaть люди нe зaнимaющиecя интeллeктyaльным тpyдoм и вooбщe нe ocoбeннo интeллeктyaльныe. И мнoгиe pyccкиe yчeныe и пиcaтeли coвceм нe мoгли быть пpичиcлeны к интeллигeнции в тoчнoм cмыcлe cлoвa. Интeллигeнция cкopee нaпoминaлa мoнaшecкий opдeн или peлигиoзнyю ceктy co cвoeй ocoбoй мopaльнo, oчeнь нeтepпимoй, co cвoим oбязaтeльным миpocoзepцaниeм, co cвoими ocoбыми нpaвaми и oбычaями, и дaжe co cвoeoбpaзным физичecким oбликoм, пo кoтopoмy вceгдa мoжнo былo yзнaть интeллиreнтa и oтличать eгo oт дpyгиx coциaльныx rpyпп. Интeллигeнция былa y нac идeoлoгичecкoй, a нe пpoфeccиoнaльнoй и экoнoмичecкoй гpyппиpoвкoй..." Характерной особенностью русской интеллигенции является ее оппозиционность любой власти. Но эта оппозиционность только идеологическая, они не революционеры.

Мне кажется, интеллигенция возникает в России в периоды загнивания государства. В эти периоды оппозиционность к власти является естественной. Это было в конце 19 века. После Октябрьского переворота интеллигенцию сменила "образованщина". Но после смерти Сталина в период деградации советского проекта интеллигенция возродилась. После краха советской власти интеллигенция стала исчезать. Часть ее поверила в перспективы постсоветского режима, т.е. потеряла свою оппозиционность и, соответственно, перестала быть интеллигенцией. Часть была вынуждена направить всю свою энергию на зарабатывание денег. Некоторые в этом преуспели, другие не очень, но в обоих случаях интеллигенцией быть перестали.

Но постсоветский режим начал загнивать гораздо быстрее советского. Это связано с тем, что в 1991 году вместо строительства нового государства на месте рухнувшего, из бывших советских структур была сколочена убогая времянка, которая по удивительному стечению обстоятельств существует до сих пор. Эти структуры (армия, милиция, КГБ, прокуратура, судебная система, региональные власти и т.д.) уже тогда были поражены плесенью. В новых условиях их деградация только ускорилась. Сейчас РФ стала напоминать поздний совок. И отношение к нему у образованного сословия стало соответствующим. Кроме того, у значительной части этого сословия зарплата перестала зависеть от прилагаемых усилий. Появилось свободное время. Это тоже является важным фактором существования интеллигенции. На мой взгляд, условия для ее возрождения сейчас даже лучше, чем в позднесоветский период. Тем более, что с тех пор прошло не так много времени. Часть советских интеллигентов еще живы, а их дети и внуки воспитаны под их влиянием.

Интеллигентов принято считать слабыми и безвольными. Но советская власть ничего не смогла с ними поделать, хотя очень старалась. А в определенные периоды интеллигенция может кардинальным образом повлиять на общественное мнение. Мы наблюдали это в горбачевские времена.
alto

"Транзит" власти

Никто из серьезных комментаторов не верит, что Путин собирается передавать реальную власть кому бы то ни было, как до 2024 года, так и после него. Поэтому, под словом "транзит" понимаются телодвижения, направленные на то, чтобы эту власть сохранить. То, что предложенные Путиным поправки к конституции являются частью этого "транзита" сомнения не вызывает. Никаких других версий необходимости этих поправок я не слышал. Да и вряд ли здесь могут быть какие-либо другие разумные версии.

Илларионов обратил внимание, что конституционная часть послания Путина Федеральному собранию выглядит менее проработанной ("написанной на коленке"), чем остальная часть. Это несложно объяснить, и видимо связано с тем, что остальные части послания готовили помощники и спичрайтеры президента. А конституционную часть он никому не доверил, опасаясь утечки информации. Действительно, пока предлагаемые поправки выглядят довольно сумбурно. Полагаю, что самое главное в них намеренно скрыто.

Обращает на себя внимание пассаж про обязательное проживание кандидата в президенты на территории РФ последние 25 лет. Очевидно, что он придуман специально под Ходорковского, что довольно неожиданно. Авторитет Ходорковского сформировался двумя сроками отсидки. Был план навесить ему и третий срок. Но Путин, как человек неглупый, понял, что тогда он превратится в Нельсона Манделу, которому останется только уступить президентские кресло, и предпочел выслать его за границу. Там авторитет благополучно сдулся. Однако, как показывает этот пассаж, Путин продолжает рассматривать Ходорковского в качестве своего главного оппонента. Пастухов остроумно заметил, что уж если дело в России дойдет до того, что Ходорковский будет реально претендовать на власть, то никакие оговорки никакой конституции не спасут.

Лучше всех полет путинской мысли понял Дмитрий Орешкин https://echo.msk.ru/programs/personalno/2574093-echo/ Он объяснил главное противоречие поправок: одновременное расширение полномочий и Госсовета, и президента. Для понимания этого надо не забывать, что пока Путин президент. Не будет же он сейчас уменьшать полномочия самого себя. А реальные полномочия у Госсовета появятся только тогда, когда Путин полностью туда переместится, оставив президентское кресло. А до тех пор пока он остается президентом, президентские полномочия только усилятся. Они ему понадобятся и для того, чтобы сформировать Госсовет "под себя". Ключевая фраза поправок говорит о том, что формирование и функционирование Госсовета будут определяться федеральным законом. Ситуация прояснится, когда появится этот закон. Возможно, остальные изменения Путин внесет с помощью этого закона, без нового изменения конституции.

Предложенная поправка об ограничении продолжительности пребывания в должности президента двумя сроками без слова "подряд" говорит о том, что главным кандидатом в зиц-президенты остается Медведев. Он единственный, кто уже отбыл один срок, и может претендовать только на ещё один. А цель поправок максимально ослабить этот пост после 2024 года.

alto

Записки о кино 6

Обычно начало неореализма связывают с фильмом Росселлини 1945 года Рим - открытый город. Но существует точка зрения, что неореализм появился еще при Муссолини, при этом называют Одержимость Висконти (1943). Сын Муссолини был фанатом кинематографа и поддерживал будущих неореалистов, хотя все они были настроены антифашистски. Сами неореалисты связывают это направление с фильмом Детство Горького Марка Донского (1938).

В фильме Дзеффирелли на меня наибольшее впечатление произвела роль Меркуцио. Надо сказать, что и у Шекспира два монолога Меркуцио - самая сильная часть пьесы. Точно так же можно сказать, что Шут в Короле Лире персонаж второго плана. Шекспир писал так, а время расставило акценты иначе...

Эротика - неотъемлемая часть всех видов искусства, включая искусство кино. Но то, что сейчас обычно называют эротическими фильмами это цензурированная порнография, и не имеет никакого отношения к искусству.

Марта Месарош одна из самых известных в мире женщин-режиссеров. Кроме этого фильма я видел её Дневник для моих детей и Девять месяцев. Последний фильм является первым художественным фильмом, где крупным планом показан процесс рождения ребенка. Кроме того, Марта Месарош была женой одного из крупнейших венгерских режиссёров Миклоша Янчо. Впрочем, в Венгрии были и другие потрясающие режиссёры: Золтан Хуссарик, Карой Макк, Иштван Сабо, Бела Тарр. Фабри был наиболее известен в СССР, но в самой Венгрии и в мире более известен был Янчо.

В детстве нравились "детские" фильмы Венгерова Кортик и Два капитана. Последующие ремейки не воспринимал. Не так давно видел Город зажигает огни. Не шедевр, но интересно было посмотреть на игру молодого Борисова, а также Юрия Любимова. В свое время был популярен его фильм Порожний рейс, но я его совершенно забыл.

Крестный отец Копполы породил множество фильмов, где история криминального сообщества подается в виде семейной саги: Однажды в Америке, Лицо со шрамом (ремейк фильма 30-годов с Аль Пачино), наша Бригада. Это не плагиат, это хорошее кино, но сделанное с явным влиянием первоисточника.

Кристиан-Жак снимал не только комедии: Если парни всего мира, Веские доказательства, Пир хищников. Всё это хорошее кино, а Веские доказательства в юности был моим любимым фильмом, там очень хороши Бурвиль и Марина Влади.

Настоящие удачи при экранизации большая редкость. Но и в не очень удачной экранизации часто бывают хорошие актерские работы. Классическая литература даёт шансы актерам. В довольно среднем фильме Зархи наибольшая актерская удача это Стива Облонский Яковлева. Хотя и Самойлова, и Лановой, и Гриценко выступили хорошо. Хотя результат сравнения последнего с Янковским - вопрос дискуссионный. Возраст героини и актрисы вопрос, конечно, деликатный, но очень важный. И никакие технические средства его не решат. Снял бы Соловьев свой фильм лет на 20-30 раньше, как он и хотел, всё было бы совершенно иначе. Хотя вовсе не всегда возраст актёра должен обязательно совпадать с оригиналом. Это зависит от текста. Но проблемы возникают довольно часто. В частности, это моя главная претензия к экранизации Велединского романа Алексея Иванова.

Я бы посоветовал ещё посмотреть следующие фильмы названных режиссёров:
Роом Строгий юноша
Пётр Тодоровский Военно-полевой роман, Такая чудная игра
Учитель Мания Жизели
Шепитько Крылья
Калатозов Соль Сванетии
Карасик Шестое июля
Полока Один из нас, Возвращение броненосца

Некоторые значительные роли названных актеров не попали в список.
Александра Абдулова я долго считал просто красавчиком. Понял, что он хороший актер только после сериала Next (это всего четыре серии, продолжения, как обычно, фуфло).
Помимо великого Осипа Абдулова, Борис Андреев и Олег Борисов тоже играли Джона Сильвера в других экранизациях.
Одна из лучших ролей Баталова в фильме Дело Румянцева.
У Владислава Дворжецкого всего две крупные роли: Хлудов и вор Граф из Возвращения Святого Луки.
У Басова ещё удачный эпизод в фильма Бег.
Лучшая роль Жарова - Фомка Жиган из Путевки в жизнь.
Там же замечательно выступила Рина Зелёная в крошечном эпизоде.
Ещё бы я упомянул блестящие крошечные эпизоды Зельдина в финале фильма Классик и Ефремова в Звонят, откройте дверь.
У Бориса Иванова была ещё удачная роль преступника Шахова в сериале Следствие ведут знатоки (серия Черный маклер).

Рекомендую посмотреть Время танцора Абдрашитова, Рабочий поселок Венгерова. Ну а Балабанова ИМХО все фильмы стоит посмотреть. У Вас не хватает: Счастливые дни, Замок, Про уродов и людей, Трофим (новелла из сборника Прибытие поезда, там ещё и Хотиненко стоит посмотреть), Мне не больно.

Фильм Хуциева Был месяц май удивительным образов передает настроение последнего дня войны. И ещё здесь удивительно симпатичен и обоятелен Пётр Тодоровский в главной роли.

Да, были женщины-режиссеры: Кошеверова, Шепитько, Асанова, Муратова.

Дуня Смирнова начинала с авторского кино. Первый ее фильм был маловразумительный и с претензией. Но дальше она стала снимать простые фильмы для массового зрителя. ИМХО это вполне приличное кино, и у зрителей имеет успех. Хотя и не шедевры, конечно.

Шахназаров получил известность после фильмов Мы из джаза и Курьер. Но его наибольшие удачи я связываю с сюрреалистическими картинами: Город Зеро, Сны, Яды и День полнолуния. Кроме последнего, все они имеют иронический и комедийный оттенок. Его фильмы, снятые с более серьезным выражением или с претензией на глубокомысленность кажутся мне менее удачными.

Как выяснилось в постсоветский период, соцреализм и сюрреализм очень похожи: почти весь поздний Абдрашитов, Зеркало для героя Хотиненко, Город Зеро, Сны, Яды и День полнолуния Шахназарова.

ИМХО Тарковский переоценен. Но я не хочу впадать в другую крайность, тем более, что он в этом не виноват. А Иваново детство едва ли не лучший его фильм.

Главный герой фильма Шлезингера Полуночный ковбой это молодой человек, приезжающий завоевать Нью-Йорк, предоставляя платные сексуальные услуги, не похож на среднего американца. А фильм не похож на кино про обычную жизнь.

Птицы - единственный фильм Хичкока, который снят в жанре фильма ужасов. Я его не очень люблю, хотя он и хорошо сделан. Из поздних люблю Психо, Головокружение, Окно во двор. Из более ранних Леди исчезает.

Смирнов Ангел, Абдрашитов Слово для защиты, Пьеса для пассажира, Время танцора, Кара Завтра была война, Павел Чухрай Водитель для Веры, Серебренников Поцелуй креветки, Хамдамов В горах моё сердце, Овчаров Нескладуха, Барабаниада, Учитель Мания Жизели, Быков
Метод, Качанов Взять Тарантину, Вл. Кот На дне.

Соловьев человек обаятельный, а снимает всякую хрень. Ну, кроме первого фильма с Бурляевым, Тихоновым и Фрейндлих. Хотя что-то интересное в его кино есть. Видимо, есть способности, но не хватает вкуса, чувства меры, самокритичности. Фильм Чужая Белая и Рябой снимал знаменитый оператор Юрий Клименко. Соловьев позволил ему здесь немного посамовыражаться. Отсюда вся эта игра с цветом. Клименко, помимо Соловьева поработал со многими: Али Хамраевым, Кирой Муратовой, Георгием Данелией, Алексеем Учителем, Станиславом Говорухиным, Алексеем Германом и даже с Рустамом Хамдамовым.

Все фильмы Абдрашитова-Миндадзе несколько странные. В этом их прелесть. Вообще то я притчи не люблю. Но Абдрашитова-Миндадзе особый случай.

В создании фильма Вся королевская рать существенную роль сыграл Михаил Казаков, хотя формально он только исполнитель одной из главных ролей. Я этот фильм часто вспоминаю. А роман Уоррена вообще считаю шедевром.

Звягинцев - фестивальный режиссер. Это понятие возникло уже в постсоветское время. Раньше было авторское кино. Под этим понималось кино, снятое не под запросы массового зрителя, а так, как это хочется самому режиссеру. Авторское кино совсем не всегда лучше массового. Бездарное авторское кино смотреть невозможно совсем. Авторское кино хорошо выявляет и талант, и бездарность. В некоторых странах авторского кино практически нет. Например, в США (кроме т.н. "подпольного кино", о котором я только слышал, но не видел). Совсем другое дело фестивальное кино. Оно снимается специально под вкусы отборочных комиссий и жюри кинофестивалей. ИМХО это явление изначально порочно. Возможно, это связано с общим падением уровня мирового кинематографа. Среди нашего фестивального кино много того, что принято называть "чернухой". У меня фильмы типа "Волчок" или "Бубен-барабан" вызывают стойкое неприятие, чтобы не сказать омерзение. Звягинцев иногда бывает близок к такому кино.

Моя главная претензия к Антониони состоит в том, что он всю жизнь снимал один фильм, за редкими исключениями. Особенно, это видно по фильмам с Моникой Витти в главной роли. Фильмы Приключение и Затмение вообще мало отличимы. Поэтому, я считаю, что достаточно посмотреть только Приключение, хотя он и очень длинный и в нём ничего не происходит. В качестве примера исключения я бы назвал фильм Blowup.

В фильме Жебрюнаса Девочка и эхо эротический элемент безусловно присутствует. Сейчас в фильме ДЛЯ детей такое трудно себе представить. В фильмах ПРО детей это ещё бывает: Прекрасное дитя Малля, Лиля for ever и Покажи мне любовь Мудиссона.

Немаловажно, что две главные роли в фильме Крамер против Крамера сыграли едва ли не лучшие американские актёры в рассвете своих творческих сил. Но на шедевр фильм не тянет ИМХО.

Вряд ли Фантомас Юннебеля можно считать ремейком старого фильма о Фантомасе. Это скорее другая экранизация, снятая по мотивам той же книги. Вы же не назовете Даунхаус Качанова ремейком фильма Пырьева Идиот.
Кстати могу привести пример удачного ремейка. Это Носферату: призрак ночи Вернера Херцога. Там даже внешность Носферату скопирована с фильма Мурнау Носферату, симфония ужаса.

Вряд ли Флеминга можно назвать литературой, я не смог его даже читать. А в бондиане есть интересные фильмы.

Да, Саша Белый - лучшая роль Безрукова. Но я не вижу причин принижать его по сравнению с Мироновым. Бригада это хорошее кино. А сериал Достоевский кино весьма посредственное, его уже все забыли. Не надо было Безрукову играть Пушкина и Есенина. Фильмы про гениев, как правило, фуфловаты. Исключения бывают, но они редки.

Миронов актер сугубо театральный, т.е. не киношный совершенно. Его главные удачи в сериалах, это не совсем кино. В частности, князь Мышкин в Идиоте. Там его и заметил Солженицын.

Люблю фильмы советского кино: Мать Пудовкина, Человек с киноаппаратом Вертова, Путевка в жизнь Экка, Большая жизнь и Два бойца Лукова, Соль Сванетии и Летят журавли Калатозова, На графских развалинах и Жестокость Скуйбина, Испытательный срок Вл. Герасимова, До свидания, мальчики! Калика.
Бесприданница Протазанова, Окраина Барнета, Звенигора Довженко, Партийный билет и Белые ночи Пырьева, Пышка и Мечта Ромма, Третья Мещанская Абрама Роома, Марья-искуссница и Королевство кривых зеркал Роу, Каин восемнадцатый Кошеверовой, Дорогой мой человек Хейфица, Уроки французского Ташкова, Два капитана и Рабочий поселок Венгерова, Крылья Шепитько, Семейное счастье Соловьева (новелла с Бурляевым и Тихоновым это лучшее, что он снял), Первый учитель и Застенчивые люди Кончаловского, Был месяц май Хуциева, Один из нас и Возвращение броненосца Полоки, Военно-полевой роман Тодоровского.

Главная линия фильма Путевка в жизнь давно не трогает. Но впечатляет яркий образ Мустафы или, скажем, Рина Зелёная в крошечном эпизоде. Такое бывает довольно часто по прошествии лет. Скажем, монолог Меркуцио или реплики шута в Короле Лире сейчас интереснее центральных коллизий этих произведений.

Фильм Эрмлера-Юткевича Встречный (только надо смотреть нецезурированную версию). Главную роль пожилого рабочего играет Гардин, знаменитый режиссер немого кино. Его герою свойственен как консерватизм, так и стихийное начало. В фильме есть потрясающая сцена, когда он ночью устраивает погром в парткоме завода. В порезанном варианте ее выкинули. Также как многие другие, включая последнюю, когда он протягивает рюмку водки так, что она получается на весь экран, как бы чокаясь со зрителями. В общем, цензурированный вариант намного хуже, не знаю, какой видели Вы.
alto

О прогнозах

В посте https://salery.livejournal.com/177020.html высказывается мнение, что нынешний режим в целом соответствует существующим в обществе настроениям. И в случае его внезапного исчезновения, в стране возникнет примерно такой же режим. У меня несколько другие прогнозы. Они связаны с тем, что режим определяется правящим слоем, а не общественными настроениями. Действительно, сегодня режиму приходится прогибаться под общественные настроения в силу своей слабости, но это является скорее исключением, чем общим правилом. Рассмотрим вопрос подробнее.

В современной России плохо работают государственные институты, поэтому бремя обеспечения устойчивости режима почти полностью лежит на пропаганде. До такой степени, что вся политика стала продолжением пропаганды, вместо того, чтобы быть продолжением экономики. После периода протестной активности 2011-2013 годов Путин понял, что городская и образованная публика его все равно не полюбит. Поэтому, сейчас главным адресатом пропаганды является народ из глубинки с низким уровнем образования и доходов. Этот народ адекватен картине мира, рисуемой пропагандой. Поэтому кажется, что его настроения определяют политику.

Но разве эти люди будут решать судьбы страны, в случае возникновения нестабильности? Полагаю, что это маловероятно: эти люди никогда нигде ничего не решают, и решать не способны. Думаю, что решать будет крупный бизнес. А для него главное, это обеспечение безопасности своих активов. Устроит ли его режим, подобный нынешнему? Сомневаюсь, нынешняя ситуация, когда собственность является условной, и её в любой момент могут отобрать, может устраивать бизнес. Ему нужно государство, фундаментом которого является защита частной собственности https://smol1.livejournal.com/14408.html Да режим, подобный путинскому, и не сможет возникнуть. Ведь последний держится на культе первого лица, а на создание такого культа нужно время, тем более, что отсутствуют какие-то яркие и популярные личности, да Путин и не позволит им появиться. Пока будут создавать новый культ, все будет скользить вниз по наклонной плоскости.
alto

О государстве

Государство возникает, как инструмент для защиты собственности. Вот живут крестьяне, разводят скот, собирают урожай. Потом нападают бандиты и все забирают. Так повторяется много раз. В конце концов, приходят бандиты, которые говорят: вы отдаете нам половину, а мы будем защищать вас от других бандитов. Это и будет государство. Государство, которое не может или не хочет защищать собственность, не может считаться полноценным государством. Его называют failed state (несостоявшееся государство).

Практически все функции государства можно свести к этой: оборонная - защита собственности от внешней угрозы, правоохранительная - защита от противоправного завладения собственностью, социальная - не доводить людей до крайности, что может быть опасно для сохранения собственности и т.п.
alto

О споре между западниками и почвенниками

Спор между либералами-западниками и патриотами-почвенниками в том виде, в котором он идет в телевизионных ток-шоу, не имеет никакого смысла. В самом деле, на вопрос, нужно ли брать пример с Запада, или у России свой особый путь, есть очевидный ответ. Глупо слепо копировать чужой опыт, но также глупо его не учитывать. Поэтому, имеет смысл только обсуждение конкретных проблем. В каждом случае можно дискутировать, что из чужого опыта нам подходит, а что нет. Но чтобы обсуждать конкретные проблемы, надо в них разбираться. А это уже сложнее.
alto

О философии

В юности я считал философию лженаукой. Главное, я не понимал, что является объектом ее изучения. Сейчас я уже не считаю философию лженаукой, но и наукой тоже не считаю. Исторически все науки вышли из философии. И там уже ничего научного не осталось. Более того, философия плохо совместима с наукой. В этом она похожа на религию. Я ничего не имею против религии (так же, как и против философии), но когда она начинает вмешиваться в научную сферу, ничего хорошего не получается. Верно и обратное: науке тоже не надо лезть в религию. Когда я сталкиваюсь с претензией философии служить некой базой для развития науки, мне вспоминается следующее высказывание Ричарда Фейнмана:
Один философ сказал: "Для самого существования науки совершенно необходимо, чтобы в одних и тех же условиях всегда получались одни и те же результаты". Так вот, этого не получается. Вы сможете точно воспроизвести все условия, и все-таки не сможете предсказать, в каком отверстии вы увидите электрон. Тем не менее, несмотря на это, наука жива, хотя в одних и тех же условиях не всегда получаются одни и те же результаты. ... в действительности для самого существования науки совершенно необходимо вот что - светлые умы, не требующие от природы, чтобы она удовлетворяла каким-то заранее придуманным условиям, как того требует наш философ.

Тем не менее, я понимаю, что стремление людей порассуждать об отвлеченных предметах неистребимо. Сейчас это ближе к литературе, но философия стремится доказать обратное, используя максимально усложненную терминологию.

Считаю анахронизмом кандидатский минимум по философии. В то же время, понимаю его гуманитарную причину: трудоустройство бывших преподавателей по истории партии, истмата, диамата, научного коммунизма и атеизма.

В заключение, хочу рассказать старый советский анекдот (очень неполиткорректный):
Заходит человек в магазин, видит ценники: мозги математика - 2 рубля за кило, мозги физика - 2.50, химика - 3, философа - 100. Возмутился он: "А почему это мозги философа настолько дороже?" А продавец отвечает: "Вы сами подумайте, сколько надо забить философов, чтобы получить килограмм мозгов".
alto

Записки о кино 5

ИМХО Полеты во сне и наяву пример того, как по плохому сценарию можно снять хороший фильм.

Лучший фильм Рехвиашвили из тех, что я видел, это Грузинская хроника 19-го века. Он ещё более странный, хотя снимался в брежневские времена. Он шел только в кинотеатре Горизонт на Фрунзенской при почти пустом зале. Это его первый полнометражный фильм. До этого у него была короткометражка Нуцца, которую я не видел.

Режиссеры Новой волны снимали много такого кино, которое сейчас называется фестивальным. Я его не люблю. Но они же снимали и фильмы для людей. И это лучшие французские фильмы того периода. Упомяну: Украденные поцелуи и Стреляйте в пианиста Трюффо, Лифт на эшафот и Прекрасное дитя Малля, На последнем дыхании Годара. Могу ещё посоветовать фильм главного режиссера новой волны Трюффо Стреляйте в пианиста с Шарлем Азнавуром в главной роли. Люблю Азнавура не как певца, а как сильного драматического актера. На меня произвела очень сильное впечатление его роль в одной из новелл фильма Дьявол и десять заповедей. Смотрел давно. Райнер Вернер Фассбиндер говорил, что чем кино проще, тем лучше. Сам он снимал почти исключительно крими и мело. А Хичкок снимал фильмы про шпионов и детективы и т.п. Когда-то среди кинокритиков шли дискуссии, можно ли отнести Хичкока к высокому искусству. По поводу Фассбиндера или Луи Малля сомнений даже не возникало. Тут примеров можно много привести. Это я не к тому, что любой простой фильм хорош, а то что простота фильма не может быть аргументом в пользу его низкого качества. Тем более, что Лифт на эшафот я порекомендовал именно как пример очень простого кино из "новой волны" :)

У Бертрана Блие мне у него больше всего нравится знаменитый фильм Вальсирующие. Хотя видел мало его фильмов. Еще запомнился Приготовьте ваши носовые платки.

Фильм Завещание доктора Мабузе великолепен. У Ланга есть ещё один фильм, снятый примерно в это время, и связанный с этим образом комиссара полиции, который расследует это дело. Мне этот комиссар напоминает Мегрэ, не исключаю, что Сименон его придумал под влиянием этих фильмов. Второй фильм называется "М", тоже очень сильный. В главной роли Петер Лори. Два другие фильма Ланга про доктора Мабузе мне не понравились.

Мне Лавренев показался слабым литератором. Видимо, Сорок первый - это из лучшего у него. Впрочем, читал мало. Любопытно, что многие его произведения, экранизированы и довольно удачно. Ветер был экранизирован Аловым и Наумовым в пятидесятых. В детстве мне очень нравился этот фильм, позже не пересматривал. Седьмой спутник - первая работа Алексея Германа, еще вторым режиссером. Конечно, не шедевр, но вполне приличный.

У Павла Нилина всего два романа кажутся мне симпатичными: Испытательный срок и Жестокость. Они похожи по жанру. Эти романы были экранизированы почти одновременно. Фильмы разные, но оба удачные.

Новаторство Пруста заключается в отображении "потока сознания" героя. К этому направлению относят также Джойса и Фолкнера. На первый взгляд, кажется, что экранизировать Пруста невозможно. Но Шлёндорф снял вполне приличный фильм по Свану. Запомнилось, как там Ален Делон очень колоритно сыграл старого педика.

Гай-Германика сняла один гениальный фильм: Все умрут, а я останусь. Правда, я видел всего два. Ещё Да и да, это уже фигня. Школу смотреть не стал, из отрывков стало понятно, что это попытка повторить свой успех, и адаптировать его для массового зрителя.

Уровень как советского, так и постсоветского кино очень сильно менялся в разные периоды. Двадцатые годы называют золотым веком советского кино. Я бы туда добавил и тридцатые. Потом уровень стал падать и в начале пятидесятых упал почти до нуля. Да кино почти и перестали снимать (период малокартинья). Во второй половине пятидесятых начался новый под'ем, который продолжался все шестидесятые годы. Потом уровень опять стал падать. Новый под'ем начался во второй половине восьмидесятых и продолжался в девяностых. В нулевые опять стал падать, в десятых падение продолжилось. Однако, я говорю об уровне лучших фильмов, а не о каком-то среднем уровне. Последний я и не могу оценивать, для этого надо просмотреть всю лабуду, смотреть которую у меня нет ни малейшего желания. Средний уровень дерьма меня не интересует. Дерьмо оно и есть дерьмо.1976-1985 это уже период упадка советского кино. В следующее десятилетие уровень явно выше. Горбачевский период я уже считаю постсоветским, поскольку цензурные ограничения резко снизились. Пик творчества Гайдая, Рязанова и Данелии прошел еще раньше, чем закончилась советская власть. Но ряд известных советских режиссеров продолжали достойно работать в постсоветский период: Муратова, Абдрашитов, Шахназаров, Хотиненко, Михалков, Герман, Овчаров, Дыховичный, Полока, Мороз, Святозаров, П. Чухрай, П. Тодоровский, Соловьев, Меньшов. Кроме того, появились новые имена: Балабанов, Пежемский, Питчул, Каневский, Тягунов, Качанов, Серебренников, Быков, Учитель, Сторожева, Гай-Германика, Атанесян, Лунгин, Досталь, Урсуляк, Месхиев, Хлебников.

Т.н. "серебренный век" советского кино был в шестидесятые годы. К середине семидесятых все сошло на нет. В том числе и у популярных тогда Гайдая и Рязанова. Что касается Данелии, я считаю его высшими достижениями фильмы Афоня и Осенний марафон. Кин-за-за была популярна у интеллигенции, поскольку показывала фигу в кармане. Высшие достижения Муратовой тоже были в шестидесятые - начало семидесятых: Короткие встречи и Долгие проводы. Дальше ей просто не давали снимать, так же, как и многим другим: Шепитько, Климову, Полоке, Осипьяну, Аскольдову, Калику, Хамдамову, Хуциеву, Иоселиани, Герману, Параджанову, Дыховичному и т.д.

Из американского Кончаловского мне больше всего нравится фильм Застенчивые люди. На втором месте Любовники Марии. Наименее удачный - Танго и Кэш. Интересно, что по телевидению их показывают в строго обратной последовательности: чаще всего Танго и Кэш, а Застенчивые люди не показывают вообще.

Веридиана Бунюэля гораздо интереснее, чем его Ангел-истебитель. Если говорить о моих любимых, то это Андалузский пёс, Скромное очарование буржуазии и Призрак свободы.

Я считаю лучшим фильмом Панфилова В огне брода нет. Причем, намного лучшим остальных. В фильме Начало уже идёт самоповтор, особенно, в роли Чуриковой. Фильм Валентина мне вообще не нравится, несмотря на мою безграничную любовь к Вампилову. Недавняя экранизация Чулимска с Безруковым выглядит гораздо лучше.

Мой любимый фильм братьев Коэн: Бартон Финк. Ещё люблю Перекресток Миллера и комедию Хадсакер прокси.

Песня к фильму Ночной дозор замечательная. У них ещё есть песня про Уму Турман, откуда и название группы. Мне и фильм Бекмамбетова нравится. Я после него даже пытался читать Лукьяненко (ИМХО полное говно). На Бекмамбетова публика обратила внимание, ещё когда он снимал рекламные клипы для банка Империал.

Роман Энтони Беджиса Заводной апельсин имел шумный успех, но это не более, чем случайность. Конечно, это никакая не литература. Роман уже забыт. А вот фильм останется навсегда. Это лучший фильм Кубрика и лучшая роль Малькома Макдауэлла.
alto

Коммунизм и фашизм

Фашизм и нацизм появились как бы в качестве противовеса коммунизму. Идеология фашизма (национально-расовая) совсем не похожа на коммунистическую. Но я полагаю, что социально-экономическая природа коммунизма и фашизма одна и та же. Это - государственный капитализм. Этим и объясняются многочисленные сходные черты этих явлений. Не случайно и то, что оба возникают в странах, где демократия еще не устоялась, а находится в начальной фазе. Их возникновение связано с преимуществами крупных монополистических компаний на рынке. Доведение этих преимуществ до естественного предела это и есть госкапитализм, фактически убивающий рынок и конкуренцию. Для недопущения подобного развития во всех рыночных экономиках действует т.н. антитрестовское законодательство.
alto

О русофобии

Слово "русофобия" я впервые узнал из одноимённой книги академика Игоря Шафаревича, хотя там было больше о другом. Обвинения в русофобии массово посыпались именно в путинский период. Возмущение действиями Путина стали объяснять нелюбовью к России. Когда некоторых граждан России объявляют русофобии, это похоже на охоту на ведьм и вообще дурно пахнет. На память приходят слова, автора которых я не знаю: фашизм начинается тогда, когда Родина и народ становятся юридическими понятиями. Всякий нормальный человек является патриотом своей страны в истинном значении этого слова. Но из этого совсем не следует, что он должен одобрять все действия руководителей страны. Особенно это актуально у нас, где вся политика определяется одним человеком. "Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизну свою."

Когда Россию не любят граждане других государств, тоже надо разобраться в причинах. Скажем, отношение освободившихся колоний к бывшей метрополии всегда не слишком дружелюбно. Но зависит и от политики метрополий. Считаю Британское содружество наций примером правильного отношения метрополии с бывшими колониями. Ну, а отношение к России в современном мире, это последствия демонстрации Путиным неуважения к морали и международному праву.

Обвинения в русофобии также связаны с комплексом национальной неполноценности, вообще говоря более свойственного малым народам. Комплекс национальной неполноценности у русских – явление удивительное. Казалось бы, громадный этнос, великая культура, могущественное государство, самая большая территория… Мне кажется все дело именно в государстве. За него часто бывает стыдно. Одни говорят об этом вслух («либералы»), другие загоняют это чувство вглубь, боятся в нем признаться («патриоты»). Но комплекс национальной неполноценности присутствует и у тех, и у других. Многие политики умело играют на этом комплексе, включая официозную пропаганду, которая очень любит смаковать истории о том, как все нас обижают. Латынина первая обратила внимание на парадоксальность подобной пропаганды: какие мы великие и как нас все обижают. Мне в этом вопросе (но только в этом) импонирует позиция националиста Константина Крылова: давайте сначала построим нормальное государство, а потом будем потихоньку учиться его любить.