smol1 (smol1) wrote,
smol1
smol1

Category:

Песни

Для песен нужны особые стихи: простые по форме. Для бардовской песни можно чуть посложнее, для эстрадной попроще, для рока ещё проще. Но в целом, песня это искусство примитива, в хорошем смысле, конечно. Поэтов, стихи которых годятся для песен гораздо меньше, чем просто поэтов. Кстати, стихи Бродского годятся. Не случайно он перевел на русский язык знаменитую Лили-Марлен. На стихах Бродского сначала паразитировал Клячкин, потом Мирзоян. Конечно, простые стихи сочинить труднее, чем сложные. В тусовке т.н. КСП сотни авторов, и все такие "сложные". А Окуджава написал: девочка плачет, шарик улетел. Что может быть проще? Речь идет о простоте формы. Вот Бродского обычно считают сложным поэтом, а у него есть много стихов простых по форме.

Я уже писал, что поэзия и песни это разные жанры. И критерии здесь разные. Песня это искусство примитива. Примитив от слова"примитивизм", а не от слова "примитивность". Ну, как в живописи: Руссо, Миро и Пиросмани. Или в литературе: Зощенко, Хармс и другие обериуты, Игорь Холин. Мне кажется, Вы сами себе противоречите. Говорите о неопытности и примитивности этих песен, но сами же их выставляете. При этом, выставляете действительно самые лучшие. Значит, цените и разбираетесь...

Вот представьте, человек сидит дома и читает стихи в книге. Он может остановиться, подумать, что-то перечитать. Или человек сидит в компании, выпивает с друзьями и слушает песни под гитару. Или человек находится в концертном зале или в рок-клубе, где он и слова-то с трудом может расслышать, максимум уловить тему и настроение. Условия восприятия разные. Поэтому, сложились разные жанры со своими традициями. Ситуация видна еще более ярко по рок-песням. Вот песня Сукачова (полный текст):
О, моя маленькая бэйби, побудь со мной.
О, моя маленькая бэйби, я твой плейбой.
О, моя маленькая бэйби, не покидай меня.
О, моя маленькая бэйби, ласточка моя.
Сомневаюсь, что кто-то будет это читать в книге. А на концертах Бригады С это было хитом.

Бард это поэт, который сам сочиняет музыку к своим стихам и сам их исполняет. Из любимых бардов Высоцкий у меня на втором месте, на первом - Окуджава. Не только у Высоцкого, но и почти у всех бардов есть песни, стилизованные под блатные: у Окуджавы: Из окон корочкой несёт поджаристой,  За что ж вы Ваньку то Морозова, А мы швейцару: говорите двери, Песенка о Леньке Королеве; у Галича: Отправились два урочки в поход за языком, Заявился к нам в барак кум со всей охраною; у Городницкого: На материк, Перелетные ангелы летят на север; у Анчарова: Ах Маша, цыган Маша;  у Юза Алешковского: Окурочек, Лесбийская свадьба; у Елены Казанцевой: На берегу морском нашел я денежку. С чего бы это? Полагаю, дело в том, что бардовской песня продолжает традицию русского городского романса и романса вообще. В советские времена эта традиция продолжала жить только в блатной песне, одном из немногих неподцензурных видов творчества. Поэтому, можно сказать, что бардовской песня родилась из блатной. Блатная песня -это прочная основа, это континент.

На стихи Глеба Горбовского есть ещё одна знаменитая полублатная песня: У павильона пиво-воды. Горбовский написал эти стихи ещё в 1960 году. Но песня стала широко известна гораздо позже в исполнении Аркадия Северного, Александра Новикова, Михаила Шуфутинского и других. В песенном варианте слова немного отличаются: "советский постовой" вместо "непьяный постовой' и т.п.

В нашу гавань заходили корабли, хорошая была передача. Помимо дворовой романтики не чуралась и блатных песен. Она довольно долго кочевала по различным теле и радио каналам, выпустила записи песен и книгу. Жаль, что прекратила свое существование из-за скандального развода ведущих. Был еще один проект с подобными песнями - спектакли Марка Розовского Песни нашего двора и Песни нашей коммуналки. Я был на одном из них. Там перед началом даже давали по 50 грамм водки с сухариком черного хлеба, чтобы зрителям лучше подпевалось. Характерно, что авторы обоих проектов Успенский и Розовский патологически не умели петь, но все время пытались. Все остальные в проекте Розовского пели просто великолепно, а у Успенского по-разному.

Городницкий автор двух песен, потерявших автора, т.е. ставших народными: нелюбимая мной Перекаты и любимая На материк. Существует бесчисленное множество так называемых бардов. Но если поставить барьер: у кого из них есть хотя бы одна по настоящему хорошая песня, то сразу останется человек 10-15. У Городницкого таких песен много: Снег, Атланты, Чистые пруды, Не ревнуй меня к девке зелёной, Над Канадой, Кожаные куртки, Почему расстались, Жена французского посла. Во-первых, На материк это одна из двух песен Городницкого, потерявших автора, т.е. ставших народными. Во-вторых, это одна из двух песен Городницкого, стилизованных под блатной фольклор. Вторая - Перелетные ангелы летят на север. Об этом неоднократно рассказывал он сам, более того, песня На материк признана в уголовной среде. В-третьих, это не только одна из лучших песен Городницкого, но и одна из лучших песен жанра.

Запись песни Вагончик тронется в исполнении Высоцкого появилась у меня где-то в конце шестидесятых. Тогда мне казалось, что это настоящая блатная песня, в отличие от песен самого Высоцкого, стилизованных под блатные. На самом деле это не так. Я уже привык к исполнению ее Высоцким, и когда вышел фильм, исполнение ее там мне не понравилось категорически. Также было и с песней Если у вас нет собаки. Ее я слышал в "магнитиздате" в исполнении Стеркина.

Песня к фильму Ночной дозор замечательная. У них ещё есть песня про Уму Турман, откуда и название группы. Мне и фильм Бекмамбетова нравится. Я после него даже пытался читать Лукьяненко (ИМХО полное говно). На Бекмамбетова публика обратила внимание, ещё когда он снимал рекламные клипы для банка Империал.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments