smol1 (smol1) wrote,
smol1
smol1

Category:

Записки о кино 4

Мне кажется, что в сериале Юрия Мороза "Пелагия и белый бульдог" Кутепова 100% попала в образ, хотя там действительно нет материала для серьезной драматической роли. И в целом, экранизация мне нравится. Вообще Юрий Мороз хороший режиссёр, хотя больше снимает сериалы. Но есть и несколько фильмов: хороший детектив Черный квадрат по Тополю и Незнанскому и потрясающий фильм Точка про проституток.

"Войну и мир" Бондарчука я бы назвал бездарной и скучной репродукцией. Хотя отдельные сильные актерские работы там есть, для этого и стоит смотреть экранизации. Мне запомнился Долохов в исполнении Ефремова. Кторов там тоже хорош. Для меня нет ничего скучнее батальных, бальных и прочих массовых костимно-исторических сцен. Бондарчук начал вызывать раздражение ещё в шестидесятых, правда по телевизору об этом не говорили. Достаточно вспомнить популярную тогда песню про Клавочку, на слова Леонида Филатова, которую пел Владимир Кочан:
А ещё там был лохматый гений,
Тот, которого поймут через века.
Все он плакал возле Клавкиных коленей
И бессвязно материл Бондарчука.
Не думаю, что это раздражение связано с завистью к его таланту. Подобной зависти не удостаивались таланты, не обласканные советской властью: Хуциев, Шпаликов, Герман, Аскольдов, Хамдамов, Иоселиани и т.д.

Психо один из трех моих любимых фильмов Хичкока. Два другие: Леди исчезает и Головокружение. Хичкок вовсе не режиссер "фильмов ужаса", этот термин обычно относят к картинам про всяких нереальных монстров, вампиров и т.п. Из фильмов Хичкока сюда можно отнести разве что Птицы, и то с натяжкой. Большинство фильмов Хичкока это детективы. Его фирменный стиль в том, что несмотря на умелое нагнетание напряжения, в них обычно присутствует ирония. Трюффо обратил внимание на то, что стиль фильмов о Джеймсе Бонде родился, как подражание манере Хичкока и конкретно фильму К западу через северо-запад. Мне показалось интересным, что события фильма Леди исчезает, которые сначала кажутся совершенно мистическими, потом получают рациональное объяснение. Но главное, конечно, это как все снято. Здесь Хичкок блестяще использует свой любимый прием: крупный план, ставящий акцент на какой-то детали. У меня всегда будет стоять перед глазами пустая пачка из под чая, прилипшая к оконному стеклу или появление и исчезновение надписи на запотевшем стекле.

Я некоторые постсоветские фильмы смотрю много раз с любого места. Это несколько фильмов Балабанова, Мама не горюй Пежемского, 24 часа Атанесяна и ДМБ Качанова. В ДМБ комбат Батя (Павлов) - самодур, при одном появлении которого все живое прячется, и даже птицы замолкают, особист (Охлобыстин) вербует стукачей среди призывников, ветеран (Шаинский) поит их самогоном, дикий прапор (Арцибашев) клянчит у них деньги, на которые напивается до бесчувствия. Армия изображена, как царство абсурда. Так же ее показывает Гашек в Бравом солдате Швейке и Хеллер в Уловке 22.

Я очень люблю кино Абдрашитова-Миндадзе. У него свой ни на что не похожий стиль. Они умеют работать с актерами. Помимо великого Олега Борисова (Парад планет, Остановился поезд, Слуга), я бы упомянул следующие актерские работы: Неелова (Слово для защиты), Гостюхин (Охота на лис), Солоницин (Остановился поезд), Маковецкий (Пьеса для пассажира). Все фильмы Абдрашитова-Миндадзе несколько странные. В этом их прелесть. Вообще то я притчи не люблю. Но Абдрашитова-Миндадзе особый случай.

В целом, Бертолуччи не люблю. Хотя он очень разный, и Двадцатый век из лучших его фильмов. Впоследствии, он начал снимать ширпотреб.

Иван Бортник часто перебирает через край. Вот характерный пример: в моем любимом фильме Мама не горюй он блеснул в крошечном эпизоде. После этого Максим Пежемский расширил его роль в продолжении этого фильма, но здесь уже Бортник явно переигрывает и только портит картину. Его лучшей работой считаю роль Промокашки из Место встречи изменить нельзя. Амплуа Бортника - человек из самых низов, хотя сам он из профессорской семьи (и отец, и мать - доктора наук).

Конец восьмидесятых - начало девяностых были годами взлёта нашего кино, несмотря на все стоны о его смерти. В эти годы были сняты:

Абдрашитов Слуга
Шахназаров Курьер, Город Зеро
Каневский Замри, умри, воскресни
Рехвиашвили Ступень
Цабадзе Пятно
Ковалов Сады скорпиона
Балабанов Счастливые дни
Овчаров Барабаниада
Хотиненко Зеркало для героя
Муратова Астенический синдром
Соловьев Чужая Белая и Рябой, Асса

А сейчас время его упадка.

Про фильм Сады Скорпиона напишу особо. Сам Олег Ковалов об'яснял идею фильма следующим образом. Если пытаться повторить шедевр, получится пошлость. А что, если попытаться из пошлости создать шедевр? Тем и удивителен фильм Ковалова, что из чужого материала он создает новое художественное произведение. Путем перемонтирования из убогой советской агитки пятидесятых получается искусство. Хотя Вам фильм не понравился, но почему-то пришло в голову сравнить его с Бунюэлем(!). Думаю, не случайно. Исходная картина "Случай с ефрейтором Кочеткова" был признал худшим фильмом 1955 года (уже тогда!). А смысл фильма Ковалова очень прост: отобразить время (пятидесятые годы). Полагаю, это удалось, хотя мы привыкли видеть эти годы совсем в другом свете - оттепель и т.п.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments